Начался новый учебный год. Для кого-то из детей – первый в жизни. Тяжелый портфель, ранние пробуждения, домашнее задание. Казалось бы, дела идут по проторенной дорожке. Все мы помним, как давалось поначалу обучение, поэтому и родители стараются поддержать ребенка как могут, настраивая на деловой лад… Но вдруг что-то изменяется.
Однажды портфель летит в угол, ребенок заявляет: «Больше я не пойду в школу!» Что это – лень, усталость или, может быть, нечто более серьезное? Попробуем разобраться в основе детских капризов вместе с сотрудниками социально-психологического центра «Праксис» Натальей КОЛМАКОВОЙ и Анной МАНТИКОВОЙ.
В школу не пойду!
– Сложности могут возникнуть в первые два месяца после начала обучения. Родителям порой кажется, что ребенок внезапно стал негативно относиться к школе, отказываясь идти на уроки, капризничая. Как вариант отпрыск вдруг начинает болеть – порой тяжело, с высокой температурой, а иногда – словно лишь «для вида». Не стоит торопиться обвинять его в лени. Необязательно причина – в нежелании учиться. Не так редко встречаются психологические травмы от общения с учителем или сверстниками. Нам, взрослым, какое-то событие на уроке может показаться мелким и незначительным, а для иного ребенка оно станет настоящей трагедией, – поясняет Анна Мантикова.
Необязательно речь идет о притеснении ребенка сверстниками. Школьник может ощутить себя одиноким и ненужным только потому, что у него нет такого же телефона, как у большинства в классе. Или если окажется, что он не смотрел какой-нибудь популярный мультфильм. Ерунда, казалось бы. Однако в детском мире большая часть тем для общения касается популярных сериалов или развлечений. Тот, кто не может поддержать беседу, оказывается в одиночестве и, естественно, сильно переживает по этому поводу. Добавить негатива может и преподаватель. Причем порой для этого хватает в принципе невинного замечания.
– Допустим, ребенок воспитывался, как это порой называется, в тепличных условиях. И привык к мысли о том, что он – самый лучший, умный и умелый. А потом вдруг оказывается, что в классе он такой не один. Более того, учитель может поправить его, указать на ошибку, причем публично… для подобного ребенка это – настоящая трагедия. Почему так получается? Родители вовремя не подготовили его психологически к школе. Как минимум, не пояснили, что поправлять и наставлять – работа учителя, это – часть самого обучения, ничего страшного в этом нет и быть не может, – рассказывает о достаточно типичной ситуации Анна Мантикова.
Эти важные мелочи
Учитель кричит на детей во время урока – прием, не предусмотренный педагогикой, но далеко не редкий. Естественно, что громкий голос и стук указкой по столу дети воспринимают по-разному. Упоминавшийся «тепличный» ребенок, на которого никогда не повышали голоса, может испугаться учебы только по этой причине. Но преподавательский окрик несет не только негативный заряд.
– Минусов, конечно, больше. Например, со временем ребенок разучится воспринимать обычную речь и послушания можно будет добиться только разговором на повышенных тонах. Еще есть вероятность, что дисциплина в классе упадет, если впоследствии с ним будет заниматься более либеральный педагог. Бывают случаи, когда «шелковые» у одного преподавателя дети срывают уроки у другого – просто потому, что первого боятся. Но плюс в ситуации все же есть. Пусть это банально, но все же помогает закалять характер, готовит к жизни, где кто-то будет на него кричать, – уверена Наталья Колмакова.
Впрочем, приведенный пример скорее говорит о том, что положительный опыт можно извлечь даже из неприглядной ситуации. А вот над тем, как ребенку в нее не попасть, стоит подумать родителям. Само собой, до того, как ребенок переступит порог класса. Главный совет, пусть он и запоздал, – выбирать следует не столько школу, сколько преподавателя. И руководствоваться не только регалиями. В идеале – родителю с ребенком стоит посетить открытый урок перед тем, как записываться в школу. Только так можно понять отношение педагога к ученикам. Ну а если в свое время этого не было сделано, не значит, что нужно спешно переводить отпрыска к тому преподавателю, который, кажется, лучше ладит с детьми. Возможно, что кризис в отношениях еще можно преодолеть.
– Нужно помочь ребенку воспринимать ситуацию позитивно, но при этом осознавать реалии жизни. В школу он идет за знаниями. Остальное – отодвинуть на второй план, тогда разные неурядицы уже не будут иметь большого значения для ребенка, – считает Наталья Колмакова.
– Возьмем простой и довольно частый пример: конфликт с учителем. Ребенку кажется, что тот относится к нему предвзято, зря ругает и тому подобное. Конечно, в этой ситуации нужно разбираться детально. Но когда речь идет о том, чтобы прямо сейчас успокоить ребенка, который со слезами на глазах отказывается идти в школу, можно попытаться рассудить вместе в таком духе: «Да, предположим, учительница не права. Но стоит ли из-за нее одной вообще не ходить в школу? А если преподаватель действительно плохо относится, разве можно сдаться и позволить ему испортить тебе всю дальнейшую жизнь?» Если с ребенком и раньше общались подобным образом, помогая рассуждать и принимать решения, ему подобные вопросы помогут преодолеть кризис, – поясняет Анна Мантикова.
Правда, для того чтобы такое внушение возымело действие, начинать общаться с ребенком нужно было не вчера. Доверительные отношения складываются всю жизнь. Дело это непростое, отнимает много времени, оттого и родители порой предпочитают ограничиваться приказами и критикой. Однако потраченное время окупается, когда и ребенку, и его родителям приходится сталкиваться со сложностями. Кроме того, стоит учитывать, что отношение к учебе закладываются задолго до того, как отпрыск пойдет в школу.
– Порой в том, что начало учебы дается тяжело, виноваты взрослые, – отмечает Анна Мантикова. – Они не всегда делают ребенку комфортным переход от режима каникул к школьному. Взять хотя бы распорядок дня: во время летнего отдыха дети могут играть до полуночи, а то и дольше, и родители не видят в этом никаких проблем – дескать, до обеда выспится. Но наступает сентябрь, и нужно вставать рано, чтобы успеть в школу к восьми. Тут-то и начинаются и протесты, и уговоры, и конфликты, потому что вечером ребенка сложно уложить, а утром – разбудить.
Не стоит пренебрегать внешней стороной процесса обучения – тем, что делает его привлекательным. Красивый ранец, тетради, ручки и карандаши – все это помогает поднять настроение ребенку, а кроме того, осознание, что у него есть собственность, в некоторой степени помогает адаптироваться в новом качестве – как человеку, у которого есть занятие и который несет ответственность за свои действия.
– Я бы еще добавила, что полезным будет собственное рабочее место для ребенка. Пусть учится содержать его в порядке, особенно если рядом есть пример – аккуратные родители, – считает Наталья Колмакова.
Лучше – позже
Ученики второго класса редко говорят о том, что они соскучились по школе и хотят вернуться за парту. Обычно в конце каникул дети дипломатично замечают, что недостаточно отдохнули за каникулы и хотели бы еще погулять на улице и поиграть. Такова их натура. Ломать ее, как иногда поступают взрослые, не стоит. Куда полезнее выяснить, насколько способен ребенок к новой роли. Особенно это касается подготовительного периода, когда встает вопрос – отправлять ли ребенка в первый класс или подождать год. Многие родители предпочитают, чтобы учиться чадо начало раньше. Этот подход далеко не всегда поддерживают специалисты.
– Есть несложный тест, который помогает родителям узнать психологическую готовность ребенка в школе, то, настроен ли он на получение знаний. Провести подобное испытание можно и в домашних условиях. Понадобится вам несколько игрушек, которые ребенок не видел раньше, и новая книга. Поставьте игрушки и начинайте читать ему какую-нибудь историю. Через некоторое время прервитесь на интересном месте и спросите ребенка, чего ему больше хочется – отложить книгу и поиграть или дослушать рассказ? Если выбор в пользу книги – значит, он стремится к познанию, и можно говорить о том, что шаг к учебе уже сделан. Но, конечно, одного этого способа недостаточно. Есть масса тонкостей, которые следует учитывать перед тем, как отправлять ребенка в школу. Например, физическое состояние. Родители чаще предпочитают отправить учиться раньше, хотя иногда подождать год – будет самое разумное решение. А если ребенок невелик ростом и выглядит слишком юным, есть вероятность, что ему будет сложно со сверстниками, – рассказывает Наталья Колмакова.
Впрочем, заочно давать рекомендации – дело неблагодарное, считают мои собеседницы. Окончательный ответ специалист может дать только после тестирования и беседы с ребенком. Хотя внимательные родители в состоянии сделать правильные выводы. Пример с выбором между книгой и игрушками – не единственный. Не менее, чем тяга к знаниям, важна способность к общению со сверстниками и готовность поступать по правилам. Чтобы выяснить, насколько ребенок соответствует этим требованиям, порой достаточно наблюдений за тем, как он играет с другими детьми. Обходится без ссор и обид, дети что-то делают вместе – уже хорошо. Если же они вдруг решились не просто на ролевую игру «дочки-матери», а на что-то с рядом условий, которые соглашаются соблюдать все участники, – еще лучше. Ведь именно в этом выражаются базовые навыки. Кто принял правила игры – способен следовать и распорядку дня, и подчиняться требованиям учебной программы.