Книжные магазины пестрят обложками книг, в которых раскрывается секрет уверенного поведения, журнальные статьи призывают подчеркивать уверенность в себе, развивать ее. Многие люди каждый день применяют техники, помогающие стать увереннее, вжиться в роль уверенного человека и, меняясь на глазах, становятся теми, кем хотели быть. Но бывает так, что использованные техники встречают внутреннее сопротивление, работа над собой не дает результатов, вместо уверенности приходит разочарование. Попробуем разобраться, почему так происходит.

Что такое уверенность в себе? Уверенность в себе – это умение хорошо оценивать себя и находить в себе ценные качества, умение осознавать свою ценность и ценить себя за свое существование. Так просто и в тоже время так сложно. С одной стороны, где-то в глубине души, мы уверены в себе, а с другой — считаем, что уверенность в себе придет вслед за нашими изменениями к лучшему, вслед за нашими достижениями. В первом случае проявляется наш внутренний «герой», а во втором – внутренняя «свинья».

Внутренний «герой» – это наша здоровая часть, которая верит в нас, принимает со всеми заморочками, заботится и ободряет. Внутренняя «свинья» – это часть невротическая, которая сомневается в наших возможностях, не дает извлечь из неудач опыт, а составляет их список и время от времени подсовывает его нам.

Как появляется внутренняя «свинья», что ее подкармливает?

Хорхе Букай в своей книге «Море Эгоиста» представил процесс зарождения внутренней «свиньи» так: у нас есть два образа Я – Идеальный и Я – Реальный. Образ Я – Идеальный складывается чаще из того, чего от человека требовали родители, учителя, религия. Я – Идеальный — это возвеличенный образ себя. Я – Реальный – это я видимый, настоящий, ощутимый, вовсе не такой, каким должен быть, по – моему мнению, такой, какой есть на самом деле.

Разница между этими двумя образами порождает конфликт: неприятно осознавать разницу между образами Я – Идеальный и Я – Реальный. Осознание разницы большой или маленькой, между этими двумя образами порождает решение измениться. Это в свою очередь повышает требования к себе, и как результат прилагаются усилия для того, чтобы измениться и постепенно превратиться в образ Я – Идеальный.

Но рано или поздно приходит осознание того, что сколько не прикладывай усилий, а образ Идеального Я недостижим. Как результат: надежды рушатся, и человек чувствует себе неудачником. Желания, силы и готовность измениться истощаются. Вся гамма неприятных ощущений проявляется в результате резкого снижения самооценки и, соответственно, к ухудшению мнения о самом себе, т.е. о Я – Реальном. Таким образом, разница между Я – Идеальным и Я – Реальным увеличивается. И внутренняя «свинка» занимает лидирующие позиции.

- Как ее свергнуть с пьедестала? — спросите вы.

Можно попробовать избавиться от Я – Идеального, т.к. не будет с чем себя сравнивать, не будет ощущения мнимой разницы, не будет поводов от себя что — то требовать или заниматься критиканством.

Вы можете возразить, что если не будет образа идеального Я, то вы застынете в развитии, успешным и уверенным точно не станете. Напротив, изменения станут возможными и более качественными, если вы принимаете себя и заботитесь о себе, ведь критика и недооценка точно не станут вашими проводниками к уверенности. Принимая себя настоящим, вы получаете возможность познания себя, понимания, что и как следовало бы улучшить, но не как дань гонке за идеальным образом Я, а как проявление заботы о себе.

«Правильный личностный рост никогда не начинается с самокритики и недооценки самого себя. Ведь никто не становиться лучше из страха. Никто не растет, когда подавлен. Никто не хочет меняться по требованию.» Хорхе Букай

P.S. А на какой образ ориентируетесь вы: Я — Идеального или Я — Реального? Умеете ли вы принимать себя настоящим?