«Мой сын проводит все свободное время за компом», «Он может часами висеть перед экраном, не обращая внимания на мои строгие предупреждения», «Я не знаю, что у него в голове, по-моему, одни «стрелялки»…
ТЕЛЕНЯНЯ
Только ленивый родитель сегодня не жалуется на то, что ребенок проводит все свободное время за компьютером, предпочитая его прогулкам, играм со сверстниками, еде и сну.
Давайте признаемся, что до поры до времени нас устраивает то, что наши дети тихо сидят у себя в комнате, играют, и не отвлекают нас от домашних дел или отдыха. Компьютер и телевизор стали своего рода теленянями, а новое поколение получило название «экранное»! Более того, мы гордимся тем, что наши дети технически более «продвинуты», чем мы сами. Нас восхищает то, что они не боятся техники, ловко справляются с клавиатурой и обыгрывают даже взрослых. Именно этот комплекс неполноценности перед компьютером, которого мы не знали в детстве, заставляет с восторгом и опаской относиться к увлечению наших детей.
Компьютер также стал признаком детской зависти. Это довольно дорогое удовольствие, особый подарок на день рождения.
Детям нравится самим манипулировать образами точно так, как рисовать, лепить, пускать мыльные пузыри. Принцип управления изображением на экране дети усваивают благодаря удобному джойстику и пульту. Создатели игр тратят огромные средства, чтобы придумать новых персонажей и сценариев, учитывая особенности восприятия и моторные навыки малышей.
Специалисты по детскому развитию убеждены, что технологическое устройство развивает оперативную память, тренирует внимание и моторику, то есть является увлекательным тренажером детского развития. Но даже оптимисты призывали ограничивать время игр, опасаясь вначале за зрение, а потом за интеллект или социальные навыки детей. Родители стали жаловаться, что теряют контакт с детьми.
Позже, когда проблема накопилась, стало ясно, что дети «уходят в компьютер с головой», теряя интерес к творчеству и ролевым играм. Соответственно, у них не развивается воображение и эмпатия (способность сопереживать). Механический перебор вариантов, высокая эмоциональная вовлеченность в игру и полное равнодушие к мнениям и чувствам всех, кто не играет!
Может, им не нужно покупать компьютеры, пока не окрепнет психика? Но кто захочет, чтобы ребенок отставал от сверстников, вырос «диким» и «старомодным»? Установить норму на продолжительность игр? Но как заставить их соблюдать эту норму?
Клинические психологи успокаивают: предрасположенность к зависимости обнаруживается только у 5% маленьких пользователей. Остальные могут быть отнесены к «педагогически запущенным»… Значит, можно исправить ситуацию!
ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
Однажды папа-программист показал трехлетней дочке простую компьютерную игру. Успехи Дины были настолько удивительными, что родители решили поддержать одаренного ребенка: ей была куплена ее собственная приставка… Все вечера Дина сосредоточенно играла, радуя всех своими достижениями. Беспокойство родителей проявилось через два года. В пять лет Дина не только не умела читать, но и членораздельно говорить. Конечно, родители ее понимали, но остальные… Логопед в детском саду поставил диагноз «дизлексия», а психолог предположил элементарную педагогическую запущенность, обратив внимание на то, что с девочкой трудно установить даже зрительный контакт: она ищет глазами, где компьютер, и не обращает внимание на слова и реакции людей. Когда родители стали ограничивать время дочери перед компьютером, у дочурки начались истерики.
Взрослые: «Ты не умеешь читать и писать, как все дети твоего возраста! Нужно заниматься!»
Дина: «Я — необычная девочка. Зачем мне делать то, что все, если я умею играть на компьютере лучше всех?!»
В том-то и дело, что мы формируем высокую самооценку у детей уже после первых успехов в игре. Детям нравится, когда ими восхищаются взрослые. Для них это признак любви! Мы считаем, что если уж ребенок справляется с таким сложным устройством, то простые навыки письма, чтения, общения у них сформируются и сами. Но в этом и есть наша ошибка: компьютер требует простых моторных навыков и зрительного контроля. Кроме того, почти каждое действие в игре подкрепляется удовольствием от приближения к призу. Так построены все азартные игры! Да, компьютерные игры не столько интеллектуальное занятие, это способ получения выигрыша. Легкость, с которой ребенок привыкает получать результат, может стать привычкой, а потом и образом жизни. А это значит, что все действия и поступки, связанные с напряжением, будут избегаться! После того как привычки сформированы, а игра за компьютером стала единственным способом поддержать положительную самооценку, вы нарветесь на упрямство, агрессию или апатию, пытаясь взывать к разуму. Чадо замкнется, предпочтет жить со своей страстью в одиночестве. Выход тут один: любовь и внимание. Одиночество за монитором можно вытеснить только интересными совместными занятиями.
КАК СНИЗИТЬ НАПРЯЖЕННОСТЬ
Не стоит возводить малыша на постамент только потому, что он отличается хорошей реактивностью и смекалкой, впервые попробовав манипулировать джойстиком. Современному человеку, даже если он выдающийся пианист (профессия, которая требует сходных высоких оперативных характеристик), в большей мере нужны социальные навыки, способность договариваться с людьми и учитывать их интересы! Чрезмерная хвала останавливает развитие ребенка. Он думает, что вершина уже достигнута, нечего напрягаться. В основу самооценки не может быть положена одна способность!
1. Лучше занять умеренную позицию, и формировать отношение к компьютеру, как к техническому устройству, которое помогает решать человеку свои собственные задачи. «Компьютер — это наш технический помощник — как телевизор или мобильный телефон!»,«У меня тоже есть компьютер на работе, но есть много других интересных дел!»
2. Совместные игры снимают проблему соперничества в семье. Игровые сюжеты могут быть предметом общего обсуждения между родителями. Ожидается, что «кураторами» и активными участниками детских игр станут отцы, ведь именно мужчины с самого начала существования компьютерной связи стали активными пользователями. Ваш ребенок будет в восторге, услышав реплику: «После того как ты сделаешь уроки, мы сможем поиграть, посмотрим, кто кого на этот раз!»
3. Запретительные меры (закрытие доступа через пароль, разъединение сети и пр.) — крайняя мера, которую нельзя использовать часто. Лучше сослаться на перерасход энергии и показать на счетчике, как крутится колесико с цифрами. Компания по экономии энергоресурсов семьи может произвести заметный эффект.
4. Дошкольникам вменялось проводить за монитором не более получаса, тем, кто уже умеет читать и писать — час, а младшим школьникам полтора часа ежедневно. Но как научить соблюдать ребенка установленную норму? Навык контроля времени формируется с самого начала, как только ребенок впервые оказался перед монитором. Есть простой прием. Расскажите сыну или дочери сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но каждый раз, когда она объедалась, ей становилось плохо. И тогда мама обезьянки взяла самый большой апельсин и разделила его на дольки, по одной каждый день, и по две на выходные. А еще лучше нарисовать домашний календарик, где напротив каждого дня — аппетитная долька… Одна долька — полчаса! Пусть ребенок сам делает пометки, учится управлять своим временем. Элементарный тайм-менеджмент!
Компьютерные игры стали предметом агрессивного маркетинга. При всей пользе новых технологий, они могут стать суррогатом любви, эмоциональным допингом, а в результате блокировать развитие малыша, лишить его многих других радостей жизни. Поэтому не время расслабляться. Нужно методически «ставить компьютер на место», снижать его ценность до технического устройства. Сделать это можно, только играя с детьми!
ПОЧЕМУ ОН ЭТО ДЕЛАЕТ?
Компьютер — это лакмусовая бумага системы воспитания! Готовность проводить неограниченное время за монитором поддерживается разными мотивами. Вот только некоторые из них:
1. Компьютер компенсирует недостаток внимания и любви. Игры всегда сопровождаются положительными эмоциями, а общение с родителями далеко не всегда. На фоне «стрелялок», «бродилок» общение в семье может выглядеть блеклым, неинтересным. Признаемся, что до сих пор мы не стремились быть интересными для своих детей. Ведь их потребность в нашей защите и поддержке, любви очевидна!
2. Компьютер чрезвычайно расширяет возможности ребенка. Несходя с места, ценой простых манипуляций, он может управлять мирами, переходить из одного пространства в другое, вести себя экспансивно. Еще раньше было замечено, что именно эти стороны совместных ролевых игр привлекают мальчиков. Девочек интересуют отношения между персонажами, нюансы их поведения. Готовность мальчишек к риску, быстрой смене ракурсов, движению вперед как раз удовлетворяется в компьютерной игре!
3. Удовольствие от игры контрастирует суровому воспитанию. Строгий родитель, напротив, контролирует, чтобы ребенок не переходил границы дозволенного, исполнял внешние требования, а за отступление от «программы» наказывает. Очевидно, что в треугольнике «Ребенок — Компьютер — Родитель» у родителя мало шансов на абсолютный и единоличный успех.
4. Компьютер стимулирует конкурентные отношения в семье в том случае, если каждый играет в свои игры. В основе игр используется мотив соревнования. А это подстегивает интерес к своим собственным достижениям, разогревает азарт. Компьютерные игры содержат простые приемы определения победителя. Но в реальной жизни для людей важнее психологическая близость и симпатия.
5. Для детей с высоким формальным интеллектом компьютер просто волшебное избавление от скуки. Они начинают скучать и теряют интерес к жизни, если их мозг не перерабатывает большое количество информации. Их математические способности будут обнаружены, но, скорее всего, гораздо позже, когда в школе начнут предлагать понастоящему серьезные задачи!
6. Компьютер — показатель статуса ребенка среди сверстников. Дети чувствуют себя включенными в жизнь группы, если они понимают, о чем говорят ребята вокруг. Сегодня во многих школах домашние задания рассчитаны на наличие Интернета в домашнем доступе. Мы не уверены, что это правильно, но это наше ближайшее будущее: компьютеры быстро дешевеют.
7. Стоит напомнить, что компьютерная игромания стимулируется извне. Недостаток любви, детское одиночество, нежелание родителей напрягаться и тратить время на детей, стремление переложить ответственность на нянь или бабушек выталкивает детей в холодное компьютерное пространство. Дети привыкают жить без человеческого тепла, на искусственных, но сильных эмоциях игрового азарта.